«Когда обращаться к логопеду?»

 
     Не пора ли нам к логопеду? Этот вопрос задают себе большинство родителей дошкольников. Ведь речевые проблемы у дошкольников встречаются всё чаще и чаще.

     Речь детей развивается постепенно и то, что хорошо для маленьких ребят, порой совсем не уместно для старших дошкольников. Однако, бывают ситуации, когда родители не замечают, что возникли какие -то отклонения в речевом развитии или, наоборот, предъявляют завышенные требования к речи малыша. Чтобы такого не случилось с вами, предлагаю ознакомиться:

 

К логопеду нужно обращаться, если:

 

ØВ 1 год - Ребенок не произносит 2 – 10 слов типа «мама»«дай»

ØВ 2 года - Ребенок не разговаривает, все объяснения с окружающими детьми сводятся к жестам и мычанию.

ØВ 2,5 года - Нет элементарной фразовой речи – ребёнок не объединяет 2-3 слова, например «мама да»«папа би»

ØВ 3 года - До 3 лет молчал, а потом активно заговорил.

ØНеправильно воспроизводит простой ритмический рисунок.

ØУ ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение.

ØРебёнок не может выполнить простые движения органов артикуляции.

ØРебёнок отказывается от слов в общении, заменяя их жестами, хотя изолированно повторить эти слова может.

ØРебёнок не может выполнить простую инструкцию, например «возьми мячик», а также усложненные двухсоставные поручения, например «пойди на кухню и принеси ложку»

ØПосле 3 лет - Ребёнок продолжает упрощать слоговую структуру слов, например «афон» вместо «телефон»

ØРебёнок не употребляет простейшии грамматические конструкции (род, число, падеж)

ØК 3,5 годам - Ребёнок не различает на слух похожие звуки, слоги и слога, например «бочка - почка»

ØВ 4,5 года - Не сформирована звуковая сторона речи: ребенок не произносит звуки или произносит их не правильно.

ØРебёнок не стремиться к общению

ØРебёнок не рассказывает о том, что видел, не задает вопросов.

    

     В период с 3-х до 5-ти лет - Желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии.

     Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

     Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках:

     Ребенок взаимозаменяет звуки. Если ваш ребенок вместо  «жук»  говорит  «зук» - это лишь неумение говорить звук «Ж», которое до определённого возраста является вариантом нормального речевого развития. А если ребенок не только вместо «жук»говорит «зук»,но и вместо «зонт» говорит «жонт» - значит, он не слышит, не различает звуки «Ж» и «З», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите ведите его к логопеду.

     Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов.   Дети могут опускать или добавлять согласные звуки, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум – двум с половиной годам.

     Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

     Ребёнок не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки, ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

     Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен).

     Ребёнок говорит монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

     Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например«да»«нет»«неа»«там», не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?»«А что это?»«А зачем?»«А как?».

     К логопеду нужно обратиться, если по заключениям детских врачей-специалистов выявлено следующее.

     Отоларинголог : Установил снижение слуха. Возможны трудности в овладении всеми сторонами речи

     Невролог:  Выявил отклонения в тонусе мышц. Поставил какой-либо неврологический диагноз

     Хирург : Посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку. Возможны трудности звукопроизношения, проблемы с общением.

     Стоматолог : Выявил аномалии зубочелюстной системы. Выявил неправильный рост зубов. А также, если Ребенок просовывает язык между зубами

     Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

 

 

     Предлагаем  вам на несколько  вопросов («да» или «нет»), которые помогут вам решить, насколько вашему ребенку необходима помощь учителя-логопеда.

 

Начнем:

- В окружении Вашего малыша есть люди, которые имеют недостатки произношения.

- Ваш любимый малыш произнес первое слово позже 1 года.

- У Вас в семье говорят  не только на русском языке.

-  Малыш настолько быстро говорит, что вы порою не понимаете, о чем он хочет сказать.

- Малыш говорит настолько медленно, что  это Вас заставляет нервничать.

- Ребенок говорит или очень громко, или очень тихо.

- Ваш малыш с трудом выговаривает длинные слова.

- Ребенок с трудом заучивает стихи.

- Ребенок пишет некоторые буквы и цифры в обратную сторону, то есть зеркально.

-Ребенку 6 лет, но  он не может запомнить буквы родного языка.

-В речи ребенка слышатся  ошибки (например, пять пальца, много дерева).

- Ваш малыш  искажает или не выговаривает некоторые звуки языка.

- Ваш ребенок не может рассказать любимую сказку, которую Вы ему читали сто раз.

- Речь Вашего малыша не понимают другие люди, Вам приходится служить в роли переводчика.

- Ваш ребенок заикается.

От 0 до 4 – на данном временном этапе причин для беспокойства нет.

От 5 до 9 – мы рекомендуем Вам пройти консультацию у логопеда.

От 10 баллов и больше – СРОЧНО на консультацию к логопеду!

 

     Логопед подробно расскажет Вам как предотвратить проблему, а если эта проблема уже существует, он поможет Вашему малышу справиться с ней!

 

Желаем Вам удачи!